Большое количество людей, которые имеют ограниченные возможности, на протяжении всей жизни встречаются с трудностями, связанными с перевозкой. Особенно тяжело даются путешествия на большие расстояния. РЖД не осталась в стороне и сделала всё, чтобы обеспечить комфорт для этой категории граждан. Государством были установлены определенные правила проезда, а также обустроены специализированные вагоны для инвалидов и их сопровождающих лиц.
Что нужно для посадки на рейс?
Правила резервирования билета на поезд, прописаны в регламенте РЖД. Для большего комфорта вагоны на маршрутах дальнего следования оборудованы специальные места, на которых находится площадка для инвалидных колясок. Бронь проездного документа можно осуществить двумя способами:
- Набрав номер горячей линии РЖД;
- Подав заявку в кассе железнодорожного вокзала.
Бронь доступна с начала старта продаж, за 90-45 суток до дня отправления.
Если в выбранном рейсе вагон для людей с ограниченными возможностями не предусмотрен, то согласно правилам РЖД, его могут присоединить к составу. Для этого необходимо обратиться в специализированный отдел администрации РЖД или кассу железнодорожного вокзала. Рассмотрение поданной заявки происходит в установленном порядке, а комиссия за бронь не взимается.
Желательно подавать заявку до того, как начнут продавать билеты. Но даже если билеты уже продаются, то заявка все равно будет рассмотрена. После принятия решения с человеком, оставившим заявку, свяжутся для уточнения деталей поездки.
Особенности регистрации и покупки проездных документов
Билеты на места, предназначенные для инвалидов, оформляются следующим категориям граждан:
- Пассажиры, передвигающиеся на инвалидном кресле (носилках);
- Инвалиды всех категорий;
- Пассажиры, направляющиеся в/из лечебных заведений, если по рекомендациям врачей стоит исключить взаимодействие человека с потенциальными носителями инфекций.
Для того, чтобы приобрести билет, нужно воспользоваться кассой вокзала. С собой нужно иметь такие документы, как:
- Паспорт;
- Справка о необходимости обеспечить пассажира инвалидным креслом;
- Документы из медицинского заведения (если нужны кресло или носилки, но пассажир не является инвалидом).
Инвалиды разных групп могут получить билет за трое суток до отправления (как для обычной перевозки, так и во проезда в/из медицинского учреждения).
Если пассажир отправляется на лечение или уже возвращается домой, то для приобретения билета необходимо собрать следующий пакет документов:
- Паспорт;
- Удостоверение инвалида и заключение ВТЭК;
- Выписки МСЭ и ИПР;
- Выписки из медицинского учреждения.
Что необходимо для онлайн-покупки проездного документа
Как правило, реализация проездных документов происходит через железнодорожные кассы, но для людей с нарушениями здоровья данный способ может быть не очень удобен. Поэтому предусмотрена возможность приобретения билета на нужный маршрут, с помощью онлайн-сервисов. Такая процедура доступна пассажирам, которые прошли регистрацию и авторизацию на портале центра содействия РЖД.
Для прохождения идентификации нужно заполнить анкету. Получить её можно в кассе либо набрав номер центра поддержки, чтобы попросить прислать её на электронную почту. Процесс регистрации займет пару суток. После подтверждения статуса инвалидности, открывается возможность резервирования билетов онлайн.
Как оборудованы специализированные вагоны
РЖД заботится о пассажирах с ограниченными возможностями, поэтому на данный оборудовано уже 444 спецвагона, предназначенных для этой категории граждан. От обычных купе они отличаются следующими характерными особенностями:
- Установлен специальный подъёмник, который помогает осуществлять посадку и высадку пассажиров;
- Купе двухместные, но большого размера. Двери и коридор также более широкие;
- Предусмотрены фиксирующие ремни для кресла и спального места;
- Спальное место регулируется, с помощью рычагов устанавливается комфортная высота;
- Ниже полки установлены розетки и выключатели, при их эксплуатации появляется звуковое сопровождение;
- В купе размещена кнопка (чаще всего не одна), обеспечивающая взаимодействие с проводником;
- Туалет большого размера. В нём установлены поручни и свето-звуковое информирование;
- Для людей с нарушением зрения вся информация в вагоне дублируется шрифтом Брайля.
Специальные вагоны обустроены так, чтобы инвалиды не испытывали никакого неудобства на протяжении всей поездки.
Специализированные услуги
Инвалидам предоставляется помощь как на вокзалах, так и платформах. Рекомендуется минимум за сутки до отправления побеседовать со службой поддержки, предоставляющей услуги перевозки. Людям с ограниченными возможностями не нужно платить за помощь. Оказываются такие услуги, как:
- Транспортировка до близлежащей парковки, в случае, если за пассажиром приехал автомобиль;
- Сопровождение к необходимым местам на вокзале: касса, комната отдыха, туалет, медпункт и др.;
- Помощь в пользовании сервисами РЖД: приобретение билета, использование камеры хранения и др.;
- Обеспечение местом отдыха до приезда транспортного средства;
- Перенос вещей;
- Помощь при входе и выходе из вагона.
Набрав номер горячей линии РЖД 8-800-510-11-11 (звонок бесплатный), можно спросить, какие именно услуги есть возможность получить в определенном городе или станции.
Если у пассажира отсутствуют документы, подтверждающие его особое положение, а также нет очевидных физических нарушений, то сотрудники РЖД могут не оказывать бесплатную помощь. Но, чаще всего, они предлагают сопровождение, стоимость которого указана в прейскуранте действующих расценок.
Отправлялись со станции Новосибирска. Очень внимательное отношение к маломобильным гражданам, что одновременно порадовало и удивило. Помогли разместить в вагоне. Сотрудники вежливые. В Красноярске помогли добраться до автомобиля. Большое спасибо РЖД и отдельно начальнику состава, дежурному сотруднику станции Красноярска.
Случайно узнал об оказании помощи сотрудниками РЖД пассажирам-инвалидам. Отправлялся из Брянска до Орловского на лечение, поэтому попросил оказать сопровождение к месту посадки. На станции меня встретила приветливая работница РЖД О.Володина. Сотрудница тактично, вежливо общалась, оказала необходимую помощь. После поездки остались приятные эмоции от организации вокзалом Брянска помощи пассажирам-инвалидам.